воскресенье, 20 октября 2013 г.

Евгений Дятлов: Человек-Личность, Артист-Актёр, Музыкант-Певец

"У меня есть сердце, а у сердца песня"...

Однажды в Санкт-Петербурге мне посчастливилось побывать на концерте талантливого артиста, музыканта Евгения Дятлова. Именно посчастливилось,
т.к., оказывается, в Питере на его выступления всюду аншлаги. Самостоятельно существуют шесть тематических программ его концертов: «Русский старинный и городской романс», «Русские, украинские, цыганские народные песни», «Военная песня», «Авторская песня (в том числе на стихи Б.Окуджавы, Д.Самойлова)», «Песни из кинофильмов» и «Ретро – песни и танго 30-40-х годов». Сразу после концерта мне удалось взять интервью у Евгения.


Наш любимый актер и певец Евгений Дятлов (и красавец мужчина!) после своего концерта в Санкт-Петербурге с супругой, актрисой Юлией Джербиновой.
Фото Татьяны Добрыниной.


В тот незабываемый вечер я слушала музыку РЕТРО, которая, как объяснил в начале своего выступления сам Евгений, «рождена страстью и невыразимой нежностью, замешанными на знойном солнце, горячем темпераменте и южных мотивах». Звучали такие песни, как «В парке Чаир распускаются розы», «Утомленное солнце», «Счастье мое», «Руки – вы словно две большие птицы», «Мне бесконечно жаль», «Спи, мое бедное сердце», «Только раз бывают в жизни встречи». И конечно же, «Танго Остапа», «Осень» Вадима Козина, «Лунная рапсодия» Оскара Строка и «Мистер Икс» Имре Кальмана. Любой специалист скажет нам, что исполнение этих и многих других изумительных произведений, переживших свое время, доступно далеко не всем. Артист, владеющий скрипкой и гитарой, обладающий сильным, редкого тембра баритональным голосом и неповторимой камерной манерой исполнения песен и романсов, часто выступает перед публикой, способной ценить живое самобытное пение, мелодичную оригинальную музыку и истинную поэзию слова.


"Счастья я не ищу иного..."

- Кто Вы – Евгений Дятлов? Артист театра, киноактер, певец или, быть может, Мистер Икс? Вы с такой страстью и таким пониманием его душевной боли только что пели в концерте эту арию.
- Вряд ли Мистер Икс. Впрочем, нельзя сказать, что в обществе я испытываю стопроцентный комфорт или удовлетворение, нет. Бывают моменты, когда я чувствую себя довольно одиноким человеком. Не всегда, конечно, но бывает. И все же, в первую очередь, я – певец. Ну и актер драматического театра, естественно. И уже потом – актер телевидения и кино. По крайней мере, пока иерархия такова. Сейчас все мои желания, все мои устремления разграничиваются таким образом.
- Вы окончили Ленинградский Государственный институт театра, музыки и кинематографии им. Н.К.Черкасова. Если вспомнить таких персонажей этого артиста в кино, как Дон Кихот, Александр Невский и царевич Алексей, то кто из этих героев Вам ближе?
- Все эти герои мне близки. Дон Кихот, потому что частенько я сам себя ощущаю им. Александром Невским хотелось бы быть, но я знаю, что я - не Александр Невский. А царевича Алексея мне очень жалко, потому что это страшная судьба – быть сыном такого отца. Нелепо, когда богобоязненный простой человек волею обстоятельств попадает под колесо чудовищной фортуны.


- «У меня есть сердце, а у сердца песня, а у песни тайна, тайна – это ты»,- страстно поете вы в концерте «Песни 30-х годов ХХ века». А какая у Вас тайна?
- Тайна – это сама жизнь, творчество, любовь. Душа – тоже тайна. Это слишком интимная тема.
- На какой сцене Вы больше всего любите петь?
- Это сцена Политехнического Музея в Москве. Я не хочу никого обидеть, но мне по акустике там комфортнее всего.
- За что 15-летний Женя Дятлов из далекого 1978 года уважает сегодняшнего Евгения Дятлова?
- А за то, что сегодняшний Евгений Дятлов делает то, что очень нравится 15-летнему Жене. Он занимается только своим любимым делом, не выполняет ничего такого, что является компромиссом для его жизни, в своей профессии постоянно ищет для себя что-то новое и новое, стараясь развивать способности и оберегая свой внутренний мир. Он так же, как и в дни своей юности, любит жизнь во всех ее проявлениях. Он помнит, что у 15-летнего Жени Дятлова было много амбиций, и думает, что он того парнишку не подвел и ему перед ним не стыдно.


Банка меда - для мамы

- Какое у Вас самое яркое воспоминание из детства, связанное с мамой?
- С мамой? (улыбается). Самое яркое? Таких воспоминаний много. Например, помню, как разбил большую банку меда и до сих пор как-то вот не могу «отдать» ее. Не в буквальном смысле, конечно. Это детское впечатление стало для меня символом благодарности и нежности к маме.
- Этот мед был для нее так дорог?
- Да нет, не для нее. Дело в том, что мы жили очень бедно: отец погиб, когда нам с братом было по 5 и 6 лет - у матери на руках нас двое да еще бабушка. Тот мед она купила для всей семьи, а я тайно залез в холодильник, хотел тайно попробовать, т. е. я нарушил запрет. Но самое ужасное было потом - когда я доставал эту трехлитровую банку из холодильника, банка бухнулась вниз, и на кафельном полу образовался огромный пузырь. В этот самый момент заходит мама, а я с крышкой в руках окаменел на месте и чуть сквозь землю не провалился. С тех пор живу с ощущением того, что должен вернуть эту банку меда. Частенько вспоминаю и о том, как мы с мамой поем на два голоса.
- Мама тоже хорошо поет?
- Нет. Она поет спокойно, тихонько, но у нее очень хороший слух и она здорово интонирует. Задолго до того, как я начал петь профессионально, мы могли сидеть рядышком и часами, напевая наши любимые песни. Это было здорово. Бывало и такое, что просыпаешься ночью, а Любовь Сергеевна Дятлова сидит до 4-х часов утра и составляет расписание. Она работала завучем сначала в Хабаровской школе, а потом, когда отца не стало, и мы переехали в Никополь Днепропетровской области на Украине, в ПТУ. Воспоминаний больше о том, как мама всю жизнь «пахала». Сейчас она так и продолжает там работать, но я собираюсь ее перевезти сюда в Питер. Думаю, что это дело одного года. Я чувствую ответственность и за будущее своего младшего брата. Сегодня трудно понять, что происходит на Украине: нет ни работы, ни элементарного внимания к простому человеку, зато власти очень внимательны сами к себе, им, видимо, некогда о людях думать. И винить их за это нельзя, т. к. каждый же хочет себе радости и счастья.
- Вы знаете свою родословную?
- К сожалению, по отцовской родословной Дятловых мне мало что известно. Знаю, что его предки были ссыльными, а мой отец, Валерий Дятлов, родился в Новосибирске, потом жил в Челябинске и в Хабаровске. Уже когда мы родились, он погиб на производстве. По маминой линии – это Федосовы и Глазовы. Верю, что мне скоро удастся более подробно узнать о своих корнях.
- Что Вас способно разозлить?
- Откровенная тупость, бессмысленное упрямство, неспособность к пониманию простых жизненных ситуаций, когда в алчной борьбе за самосохранение иной человек не способен видеть никого и ничего вокруг, кроме самого себя. Мне таких людей жаль.


«Выше голову!» - сказал палач, набрасывая петлю

- Евгений, если Вы служили в Армии, расскажите, пожалуйста, о каком-то забавном случае из той жизни.
- Да я служил в Черновцах, городке рядом с Румынией и Молдовой. А смешных случаев много было. Особенно «забавно» было то, что ротный разбивал все мои гитары. До армии мне многие говорили, что, мол, как тебе, Женя, повезло - ты и рисуешь, ты и играешь, ты и поешь. А значит, тебе в армии будет просто лафа: деды любят, когда им играют на гитаре, офицеры любят, когда им поют, а посему, ты будешь участвовать в художественной самодеятельности, и тебя будут от всего освобождать. Так что, советовали мне, когда вас выстроят и спросят: «Художники есть?» Выходи. «Певцы есть?» Выходи. «Музыканты есть?» Выходи. Нас, новобранцев, выстроили, жду. Ротный спрашивает: «Художники есть»? Я - 3 шага вперед! «Музыканты есть?» Я - еще шаг сделал. «Певцы есть?» Еще шаг. Несколько человек тоже вышло. А ротный и заявляет: «Так вот запомните, что здесь вам не художественная самодеятельность. Это армия, а вы у меня в нарядах сгниете. Понятно? Встать в строй». И мы встали. И всё! А служил я в топографическом отряде. Когда начинались учения, нас прикрепляли к ракетчикам, и мы работали в связке «Земля Воздух». Вот такие были забавы.
- У Вас есть жизненное кредо, правило?
- О, я столько правил в своей жизни слышал... И все эти правила очень умные, толковые, классные. Но жизнь так устроена, что в какой-то момент как будто в первый раз ты открываешь для себя давно известное тебе правило. Одним словом, можно очень много их начитаться и наслушаться, а они просто не работают, пока тебя по темечку что-то не ударит. Вот тогда ты сам вдруг и начинаешь отчетливо что-то понимать. Правил-то много. И все же мне нравится вот такое - Дай мне, Господи, силы переделать то, что я в силах переделать. Дай мне терпения вытерпеть то, чего я не могу переделать. И дай мне мудрости отличить одно от другого. Было время, когда в своих мечтаниях и исканиях я руководствовался мною же придуманным афоризмом «Не требуй от пустыни дождя, просто возлюби ее всем сердцем, и ты превратишься в дождь». Признаюсь, что намного легче было сформулировать эту мысль и гораздо тяжелее такому постулату следовать самому.
- Афоризмами интересуетесь?
- А как же? Я их даже собираю. Обожаю Станислава Ежи Леца, у которого, что ни афоризм, то чудо. Вот лишь некоторые из них: «Бедная земля - все наши тени падают на нее», «Настоящий враг никогда тебя не бросит», «Из нулей легко сделать цепь», «Аппетит приходит во время еды, но не уходит во время голода», «Выше голову!»- сказал палач, набрасывая петлю».


Всегда быть в маске – судьба моя !


- Ваш любимый город «на шумном нашем шаре неземном»?
- Только Питер. А еще Ленинград и Санкт-Петербург.
- Эпоха?
- Мне нравится время, в котором я живу сейчас.
- Время года?
- Лето. Август.
- Цветы?
- Розы и ландыши...
- Артист?
- Евгений Леонов.
- Самый почитаемый режиссер?
- Безусловно, Андрей Тарковский. То, что сделал этот человек, бесподобно. Все без исключения его фильмы для меня очень важны. Я не имею в виду пафос гражданского звучания. Я говорю о внутреннем мире самого режиссера и его персонажей. Тарковский мог адекватно его выражать. Для меня особенно ценно в нем то, что он раскрывал внутренний мир человека, совершенно не думая и не беспокоясь, как и кто к этому отнесется, не спрашивая нас, будем ли мы его любить за ЭТО или нет. Он этим вообще не занимался. Вот это свобода творчества и личности!
- А если бы у него не было кинокамеры?
- Но камера-то у него есть. Вряд ли правомочно задавать такой вопрос. А что, если бы у Майи Плисецкой не было балета, у Чайковского – фортепиано, а у Леонардо да Винчи – красок? Это люди, великие в своем таланте, в своей среде, в своем мире. Они как рыбы в воде. Разве можно сказать рыбе, что вот не было бы воды, что бы ты, рыба, тогда делала? Нонсенс.
- Кто Ваш герой?
- Я преклоняюсь перед мудростью и кротостью святого отца Серафима Соровского. Меня восхищают такие мужественные ученые, как Лев Гумилев. Много примеров, достойных подражания, есть и среди воинов. Настоящими героями для меня являются люди, которые без рук, без ног ртом картины пишут, музыку сочиняют. Просто немыслимо, откуда такой сильный дух у них. Или, как Дикуль, сами себя излечивают и встают на ноги с переломом позвоночника, выступают с гирями перед зрителем да еще другим помогают. Вот это герои без прикрас. А моя мама? Как бы ей трудно ни было, как бы жизнь ни била ее, она никогда не жаловалась. У нее даже есть фраза, жизненное кредо, так сказать, которое я, вполне возможно, тоже впитал в себя. Не могу сказать, что всегда выполняю его, но стараюсь. Она говорила мне: «Женя, на амбразуру может кинуться и идиот, а ты попробуй быть героем в мелочах». И я все больше убеждаюсь, что она совершенно права. Ведь жизнь, как известно, и состоит из мелочей для всех без исключения «шутов и вельмож».
Главное, чтобы каждому выпало счастье узнать, так «где же сердце, что полюбит меня»…


Татьяна Добрынина, журналист,
Санкт-Петербург-Кишинев,
Фото автора.